Превью игры XCOM
Пятидесятые годы двадцатого века в Соединенных Штатах были временем больших надежд и наивности помыслов. Вера рядовых американцев своему правительству была безгранична, и если правительство объявляла главной угрозой для страны – угрозу советскую, угрозу коммунистического вторжения, то люди всецело принимали это на веру. Отсюда и распространенные страхи завоевания извне, чуждого вторжения, которые в завуалированной форме так часто обыгрывались в массово выходивших в то время на экраны кинотеатров фильмы о всевозможных нападениях инопланетян на Землю вообще и на США в частности. Таков же, примерно, и сюжет новой инкарнации чуть позабытой серии XCOM, которая стартует на XBoX 360 и персональных компьютерах, предположительно, в 2011 году.
В то время, как ничего не ведающая общественность, строит планы по достижению благ светлого будущего общества потребления, у нее же под носом творятся зловещие дела. Инопланетные захватчики убивают американских граждан, похищают их и завладевают их телами, шаг за шагом двигаясь к реализации своего страшного плана по контролю над Землей. Агент Уильям Картер сталкивается с шокирующим фактом инопланетного заговора, когда находит некий таинственный артефакт явно инопланетного происхождения, который приводит его к некоей скрытой внутриправительственной группе XCOM, занимающейся предотвращением полномасштабного вторжения пришельцев. Приняв решение изменить классический стиль игры с привычной задумчивой пошаговой стратегии на довольно резвую стрелялку от третьего лица, разработчики вызвали у фанатов серии совершенно предсказуемую реакцию возмущения. Давние поклонники франшизы восприняли это, как предательство по отношению к классическому духу игры. Те же, кто не был знаком ни с одной из прежних игр серии, недовольно фыркнули по поводу появления на рынке еще одной, неизвестно уже какой по счету, обыденной стрелялки от третьего лица. И те, и другие могут выдохнуть с облегчением – разработчики из 2K Marin обещают нам своеобразное совмещение стилей, где насыщенное действие будет соседствовать с неспешным анализом важных шагов.
Для игроков будет доступно огромное разнообразие миссий, каждая из которых представляет собой разный баланс сочетания стилей. Так, например, спасая простую американскую семью от нападения инопланетян, сотрудники XCOM могут снискать расположение своего руководства в правительстве, но также это может стоить им потери важного артефакта пришельцев, из которого могло бы быть изготовлено сверх-оружие, полезное в войне с завоевателями. Над этим выбором будет достаточно времени подумать, даже несмотря на то, что происходить это будет в реальности классического шутера от третьего лица. Эта идея поступков и их последствий идет прямиком от классических представителей игровой серии и сохранена в новом проекте. В отличие от предыдущих частей игры, в новом XCOM игроку предстоит управлять как самим планированием и выработкой стратегии каждой операцией, так и ее конкретным воплощением на месте, управляя агентом и его напарниками.
В качестве Уильяма Картера вам предстоит стать лидером группы, который собирает аналитику, просчитывает все возможные варианты развития событий, а затем непосредственно сам ведет своих людей на дело. В этом моменте происходит слияние и взаимопроникновение задумчивой стратегии и тактического шутера. В демо-материале, показанном журналистам на ежегодной игровой экспозиции, Уильям Картер вместе со своей командой исследовал возможность нападения инопланетян на район старых жилых трущоб, не зная точно, с кем или с чем они имеют дело. Поэтому группа запасалась всеми возможными видами вооружений, от дробовиков до световых бластеров и «блобатов»-гранат, полученных в результате использования украденных у самих пришельцев технологий. Когда же команда сталкивается лицом к лицу с пришельцами – огромными каплеобразными образованиями непонятной консистенции, которые норовят вселиться в людские тела, – дробовики оказываются бесполезны, а вот гранаты и световые пушки – в самый раз.
Сцена боя оставила мощное пугающее впечатление своими отовсюду ползущими отвратительными каплями, нападающими на людей со всех сторон. В этом моменте искусственный интеллект врагов показался довольно примитивным – они просто нападали на все, что попадалось им на пути, - но разработчики клянутся, что каплеобразные особи – далеко не единственный подвид пришельцев в игре, и что нас ждет целый инопланетный выводок разных особей, каждая из которых имеет свои особенности поведения и представляется свои специфические сложности в бою. Это заявление разработчиков находит подтверждение ближе к концу первого уровня, когда невидимая энергетическая волна проходит по всей округе, сотрясая все и вся, а в небе прямо над героями появляется некое зловещее огромное монолитное кольцо, носящее имя Титан. По сути, этот инопланетный монстр представляет собой огромное энергетическое оружие, с которым предстоит сразиться вашей группе.
Сразу же в поединке проявляется довольно приличный искусственный интеллект ваших помощников – они действуют слаженно, прикрывая вас в то время, как вы атакуете монстра, и стараясь сохранить жизни гражданским. Один из агентов в этом бою, к сожалению погибает. Разработчики заявляют, что персонажи прописаны настолько хорошо, что потеря каждого человека из группы для вас будет оборачиваться большим расстройством. Если силы пришельцев становятся превосходящими, и вы не видите смысла в дальнейшем сражении, всегда можно прервать миссию и вернуться к корпоративной машине. На самом деле, игроки могут выйти из любой миссии в любое время, и во многих случаях – как и в случае битвы с Титаном – это будет лучшей стратегией. Во многих случаях вы просто будете не готовы вступить в конфронтацию или решить загадку, не собрав достаточно улик, информации, фотографий и т. д.
В результате, определенные моменты будут для вас временно непроходимыми. Их лучше пропустить, чтобы вернуться более подготовленными, с четкой стратегией того, что и когда нужно делать. Тем более, что успех или поражение в игре часто не могут быть оценены так однозначно, как это бывает в обычным стрелялках и боевиках. Миссии в своей основе не являются такими линейными, новые задания и вместе с ними новые возможности развития сюжета появляются прямо в процессе прохождения миссий, оставляя за вами окончательный выбор. Вы можете их игнорировать, придерживаясь первоначальных задач, или же переключаться на второстепенные, отказываясь от изначальных планов. Возможно даже провалить основную задачу, но все равно продолжать выполнять миссию, собирая ценную информацию. Возможно, XCOM не будет той классической пошаговой стратегией, на которую рассчитывали старые фанаты серии, но в игре проглядывают все признаки оригинального и нестандартного боевика, в котором мышлению уделяется главное внимание. 2K Marin успешно балансируют на грани между сложной и вдумчивой стратегией с пошаговыми элементами и игрой в жанре action с оригинальным и незамыленным сюжетом.