Киберпанк — одна из наиболее популярных декораций для квестов. Навскидку вспоминаются культовые Blade Runner, Cyberia, недавний возмутитель спокойствия из Турции (Culpa Innata) и прочувственный The Moment of Silence. Но эта тема обладает какой-то иррациональной притягательностью — многие готовы снова и снова перечитывать Уильяма Гибсона и Филиппа К. Дика, бродить по залитым неоном улицам и кутаться под виртуальным дождем в метафорический плащ.
Авторы Alternativa из чешской студии First Reality — как раз из таких безнадежных кибер-романтиков. «Киберпанк — мой любимый жанр. Здесь всегда делается упор на сильную сюжетную линию, которая позволяет мечтать, представлять и задумываться. С этой точки зрения наиболее интересной для меня была бесплатная игра Dead Town, простая по механике, но действительно сильная вещь, я к ней периодически возвращаюсь», — объясняет нам Ян Пилний, лидер First Reality. Сам он долгое время занимался небольшими инди-проектами, пока, наконец, не нашел поддержку в лице флагманов чешского игростроения, Centauri Production и Cinemax. Его любимая книга — культовый роман «Нейромант» Уильяма Гибсона, но на «Альтернативу» больше повлияли «1984» Джорджа Оруэлла и некоторые произведения Айзека Азимова. Впрочем, Ян уверяет, что никаких прямых аналогий в игре нет.
Сюжет обыгрывает одну из ключевых для киберпанка тему противостояние огромных корпораций, которые подмяли под себя мир будущего. Endora — гигант горнодобывающей промышленности, THEOLEX — лидер в сфере высоких технологий, и State — самая влиятельная из корпораций, у которой на службе находятся полиция и огромная шпионская сеть. Все они взаимозависимы, но каждая тем не менее хочет уничтожить соперника. В итоге одна из корпораций начинает некие секретные разработки, которые приводят нас в Прагу. Там для отвода глаз запущено строительство огромного здания, которому никогда не суждено быть достроенным. Все эти корпоративные игры мы наблюдаем глазами маленького человека, Ричарда Рочека, попавшего в жернова большой игры. Он работает на фиктивной стройке, а когда ее закрывают, пытается силой ворваться на территорию объекта, лишается персональной Карты и становится изгоем. В итоге Ричард, естественно, присоединяется к оппозиции, ведущей войну против корпораций.
Классическая, казалось бы, история, но вот тут начинаются сюрпризы: кроме собственно Рочека, нам доступны еще несколько ключевых и второстепенных персонажей — их истории то идут параллельно, то пересекаются. Причем в некоторых ситуациях мы можем сами выбирать, за кого играть и кого спасать (будет и такой выбор). Таким образом «Альтернатива» выходит за рамки классического приключения. Тут есть привычные задачи, связанные со вскрытием замков или поиском информации в компьютере. Но основной упор сделан именно на отношения между персонажами, выбор, определяющий развитие сюжета и варианты решения тех или иных проблем. Выбор этот связан еще и с тем, что героям приходится действовать скрытно, поэтому мы сами определяем, кому доверять, а кому нет. Не приняли от кого-то помощь или поссорились — значит, ищем выход сами, что отражается на последующем развитии истории.
Практически каждая задача здесь может быть решена несколькими путями. «Одни варианты определены игровыми событиями, другие могут быть закрыты, если вы с кем-то не так выстроили общение. При этом некоторые из сюжетных тропинок могут закончиться смертью главного героя. То есть игрок у нас должен постоянно думать и просчитывать события, а не только кликать мышью», — предупреждает Ян.
Таким образом, Alternativa из малобюджетного чешского киберпанк-упражнения превращается в многообещающий и свежий проект, а в ее сомнительном названии видится настоящая авторская позиция. Это одновременно альтернатива всем однообразным киберпанк-квестам и свежий взгляд на главную жанровую проблему — линейность. Результат стараниями компании «Акелла» можно будет увидеть уже этой осенью.